суббота, 25 июля 2009 г.

Эйнман Александр Альбертович. Выпуск 1959 года.



Александр Альбертович Эйнман – фигура в самарской журналистике приметная: четверть века возглавлял одну из самых солидных многотиражных газет – «Моторостроитель» производственного объединения имени М.В. Фрунзе. Сейчас работает в «Социальной газете», кабинеты наши на одном этаже, общаемся в основном в курилке.

Газетчик до мозга костей, Эйнман и сигарету-то смолит, не расставаясь с книжками, по нынешним временам диковинными: Тургенев, сборники стихов, а то и рассказы Сетон-Томпсона на английском. Что так? А чтоб не одни щитовые рекламы в памяти застревали, говорит.

Я давно знал, что Эйнман еще и поэт, не раз встречал в местных и даже центральных газетах его стихи – преимущественно сатирико-юмористические и для детей. На его счету сборник стихов для младших школьников «Дружный хоровод», выпущенный областным издательством в 1989 году. Считал это ответвлением, побочным занятием профессионального журналиста, своеобычным хобби. Прочитав «Самарские этюды», понял, что ошибался.

Этюд – по словарю – это набросок для будущего произведения, выполненный с натуры, предназначенный для усовершенствования мастерства, а в шахматах – задание выиграть или сделать ничью при данной позиции с небольшим числом фигур. Газетчик Эйнман строго фактографичен, шахматист Эйнман – авторитет среди коллег по цеху (я у него не разу не выиграл), а вот лирик Эйнман – открытие для меня.

Впрочем, не только для меня. Это отметил член Союза писателей России, автор «Волжской коммуны» поэт Евгений Чепурных. В предисловии к «Самарским этюдам» он сказал, что «талант поэта проверяется в стихах о любви и смерти. Вот как пишет Эйнман в стихотворении «День поминовения»:

«…И легли на могилку гвоздики,

Чтобы рядом с тобой умереть».

Есть во всем этом какой-то здоровый мелодраматизм. Не тот, что присутствует в «мыльных операх», а тот, что живет в сонетах эпохи «Возрождения».

Нет поэзии большой или малой – она или есть, или ее нет. В 80-страничной книжке Эйнмана она есть. Пересказывать стихи бессмысленно, их стоит прочитать. Мне, например, более других легли на душу посвященные отчему краю, те, в которых упомянуты Шентала, Жигули, Волга, Кинель, Налейка, Шигоны, Уса, Безымянка. С натуры, как и заявлено в заглавии книги.

Комментариев нет:

Отправить комментарий