Андрей Битов, Александр Кушнер, Рид Грачев,
Яков Гордин (Комарово, зима 1961-1962 г.).
Фото Л. Я. Гинзбург.
Источник: http://www.sergeidovlatov.com/friends_1.html
Годы жизни: 1935–2004.
Источник: http://www.belousenko.com/wr_Grachev.htm
ГРАЧЁВ (собств. ВИТЕ ) Рид Иосифович родился 18 июля 1935 в Ленинграде. Отца не знал. Мать, Маули Арсеньевна Вите , работала в заводских газетах, дружила с поэтессой Ольгой Берггольц. После смерти матери в первую блокадную зиму 1941 попал в детский дом, с которым был эвакуирован на Урал. В 1949-53 жил в семье дяди; самостоятельно занимался французским языком.
В 1953 поступил на филфак ЛГУ. В годы учебы познакомился с М. Красильниковым, В. Уфляндом, В. Крейденковым, В. Герасимовым. Дипломную работу посвятил журналу «Мир искусства».
По окончании ЛГУ год работал корреспондентом комсомольской газеты в Риге, затем вернулся в Ленинград. В 1960 опубликовал первый рассказ — «Песни на рассвете» в сборнике «Начало пути». Вскоре стал известен как писателям старшего поколения — В. Пановой, Д. Дару, Т. Хмельницкой, Н. Берковскому, Л. Гинзбург, Е. Эткинду (последний привлек его к работе над книгой «Писатели Франции»), так и широкому кругу молодых писателей — А. Битову, М. Данини, И. Бродскому, Б. Иванову, А. Кушнеру, Г. Горбовскому и др. Проповедовал радикальные нонконформистские взгляды на роль и место писателя в обществе; во второй половине 1960-х изложил их в своих эссе.
В рассказах, написанных в первой половине 1960-х, преобладают три темы. Одна из них — тема детей, получающих первые уроки бездушия, тупого следования воспитательным правилам взрослых, которые сами являются жертвами социального и духовного мира (цикл «Дети без отцов»). Вторая — разъединенность людей в советском социуме, жизнь человека, лишенного уважения к личности, без которого социальный мир становится неисправимо уродливым (рассказы «Снабсбыт», «Дом стоял на окраине», «Частные дрова», «Зуб болит», «Помидоры»), Третья тема — робкое пробуждение личностного сознания («Будни Логинова»), В повести «Адамчик» (1964; опубликована в журнале «Часы») пересекаются все три темы.
В эти же годы переводил очерки А. де Сент-Экзюпери, составил комментарии к его однотомнику. Публикация очерка Сент-Экзюпери «Военный летчик» с купюрами (без уведомления об этом читателей) стала поводом для его статьи «Присутствие духа» в «Литературной газете», которая принесла ему известность. Писал стихи.
Литературные заработки были мизерными и случайными. Надежды на публикацию повести «Адамчик» не оправдались — текст, уже набранный в типографии, был уничтожен. В результате душевного срыва оказался в больнице. Здесь переводил «Миф о Сизифе» А. Камю.
Благодаря поддержке писателей старшего поколения в 1967 выпустил книгу «Где твой дом» (из ее первоначального состава было исключено большинство произведений) и был принят в Союз писателей.
Во второй половине 1960-х написал серию эссе, большинство из которых вошло в однотомник «Ничей брат», выпущенный только в 1994. В них получила развитие литературоцентристская точка зрения на духовное и моральное состояние общества, затрагиваются проблемы интеллигенции и гражданской ответственности, впервые в нашей литературе звучит подход к проблеме личности с экзистенциальных позиций.
В начале 1970-х из-за болезни отошел от творческой деятельности. Несколько произведений были опубликованы в самиздате (журнал «Часы», сборник «Лепта») и за границей. Стал одним из прототипов главного героя (Шведова) повести Б. Иванова «Подонок», выведен (под именем Мор) в прозе «Туда и обратно» А. Жмаева, упоминается в записках Г. Горбовского и С. Довлатова.
Соч.:
Острова; Самиздат века; У Голубой Лагуны, 5 А.
Стихи // Часы. № 3 (1976); Новая газета (СПб.). 1991. 23-29 окт.
Адамчик: Повесть // Часы. № 2 (1976); Эхо. 1980. № 2.
Рассказы // Часы. № 3 (1976).
Бессмертие Логинова // Эхо. 1980. № 4.
Разве просит арум у болота милостыни? // Соло. 1991. № 6.
Стихотворения и эссе // Звезда. 1994. № 2.
Книги:
Где твой дом: Рассказы. М.; Л.: Сов. писатель, 1967.
Ничей брат: Эссе, рассказы / Послесл. Я. Гордина. М.: Слово, 1994.
+ Free Voices.
Связан фамильно (С А. Битовым беседует Е. Шкловский) // Искусство Ленинграда. 1990. № 2.
Сухих И. [Реп. на кн. «Ничей брат»] // Нева. 1992. № 7.
Иванов Б. Рид Грачёв — неизвестный солдат шестидесятых // Звезда. 1994. № 2.
Карасти Р. Жертвы обстоятельств // Звезда. 1999. № 3.
Иванов Б. Рид Грачёв // ИЛНЛ. СПб., 2000.
Гордин Я. Перекличка во мраке. Иосиф Бродский и его собеседники. СПб., 2000.
(Из энциклопедии "Самиздат Ленинграда")
Рид Грачев — один из самых талантливых литераторов нашего поколения. Р. Грачев, И. Ефимов, В. Марамзин, С. Довлатов — о Бродском я уже не говорю — наряду с Кушнером, Поповым, Соснорой и другими были бы сейчас костяком ленинградской литературы, ее мотором, ее гордостью, если бы по ним не проехался каток нашей прежней издательской политики и не сломал их судьбы — у каждого по-своему.
Я помню, с каким восхищением относилась к прозе Грачева Вера Федоровна Панова, весьма суровая в оценках.
Издевательское, мучительное прохождение первой и единственной книги Грачева, выпущенной "Советским писателем" двадцать пять лет назад, то, как книга таяла на глазах и в конце концов перестала быть книгой, а превратилась в тоненькую брошюру; унижения, связанные с этой процедурой, появление брошюры, совершенно не представляющей автора, контраст между сложившейся уже литературной репутацией и тем, что получил читатель, — все это сыграло тяжкую роль в судьбе Грачева, человека чрезвычайно тонкой душевной организации, нервного, уязвимого и знающего себе цену. Впрочем, цену ему знали и другие...
(Из послесловия Якова Гордина)
_________________
Ссылки:
http://www.futurum-art.ru/autors/grachov.php
http://allbooks.com.ua/read_book.php?page=268&file_path=books/7/book03089.gz
Комментариев нет:
Отправить комментарий