понедельник, 6 июля 2009 г.

Пшеничный Борис Николаевич. Выпуск 1957 года.

Годы жизни: 31.01.1935-01.01.2002. 

Главный редактор газеты "Комсомолец Таджикистана". Секретарь Союза писателей и Союза журналистов Таджикистана, два десятилетия возглавлявший главную русскоязычную газету республики «Коммунист Таджикистана». Последние годы перед выездом в Россию Борис Николаевич был главным редактором журнала «Памир».

Писатель, журналист. Писал часто в жанре фантастика. Говорят. СергейЛукьяненко один из своих первых рассказов "списал" с рассказа Пшеничного. Жил в Душанбе (Таджикистан). После развала СССР - переехал во Владимир.

_________________________________

Источник: http://www.litrossia.ru/archive/87/culture/2050.php

Он приехал во Владимир из Таджикистана с вполне состоявшейся судьбой писателя и журналиста. Седой, по-юношески лёгкий, казалось, он проживёт ещё долго. Однако не выдержало сердце - самое уязвимое место у человека творческого - не акклиматизировался. За этим простым глаголом - трагедия беженства. Судьба Пшеничных (супруга писателя Ирина Михайловна - известный театровед) глубоко симоволична. Знакомый момент её в том, что обычно приезжают люди почтенного возраста, поэтому к ним особенно внимательно нужно отнестись местной писательской братии, ведь они могут уйти, не успев передать нам своего немалого культурного багажа да и просто человеческой мудрости, накопленных за долгие и, как повелось в нашем Отечестве, нелёгкие годы. А без личностного общения мы не сможем вполне понять пафос их творчества, того, что привнесли они в русскую культуру.

Возвращаясь к творчеству писателей-переселенцев, хочу поделиться мыслями о творчестве Б.Пшеничного. Если внимательно прочесть его произведения, то можно было бы предугадать то, что постигло самого писателя и всю страну. Притчеобразная, так называемая социальная фантастика этого писателя напряжённо-психологична. Сюжеты почти по-брэдберевски точны и лаконичны. Как диагнозы болезни нашего времени. Какие-то немыслимые войны, странные предательства, монструозные характеры... Не то ли же предсказывал и Ф.М. Достоевский? "Люди будущего будут убивать друг друга прямо на улицах." Я думаю, стоит прочесть несомненно талантливые книги Б.Пшеничного "Уйти, чтобы вернуться", "Человек-эхо" и ещё кто-то". К сожалению, писателю не хватило времени, чтобы издать итоговую книгу своих значительных произведений. Думается, издание было бы не только данью памяти и благодарности ушедшему писателю, но и стало бы исполнением долга перед нашей культурой.
_______________________________


Книги
Уйти, чтобы вернуться: Ф рассказы и повесть. - Душанбе: Ирфон, 1985. 256 с. 7 тыс. экз. [70х90 1/32; Ред. Ш. Сандлер; Худ. М. Белан; Худ. ред. В. Нелюбов]
Человек-эхо и еще кто-то: Рассказы и повести. - Душанбе: Адиб, 1988. 192 с. 20 тыс. экз. [Ред. А. Киямов; Худ. Э. Вайс; Худ. ред. В. Захаров]

Публикации
Аидовы тени: Ф рассказ /Илл. Эм. Гузаирова //Литературный Киргизстан, 1989. № 5. С. 42-66. [Портрет]
Банкет: Ф рассказ //Памир, 1983. № 4. С. 82-91.
Война: Ф рассказ //Памир, 1982. № 3. С. 41-46.
Глобус Эны: Ф рассказ //Памир, 1979. № 12. С. 85-92.
Капсула //Гея: Сб. научно-худож. Ф. [Альманах НФ] - М.: Мысль, 1990. С. 298-317.
Прощай, маг!: Ф рассказ //Памир, 1983. № 4. С. 92-96.
Уйти, чтобы вернуться: Ф повесть //Памир, 1985. № 4. С. 139-160; № 5. С. 130-160.

О работе в Таджикистане
Источник: http://libra.org.ua/list_lyr.php?show_id=26036&page=1

У Б. Н. Пшеничного курс был правильным: постоянно приглашать выпускников факультетов журналистики, учить их жизни, воспитывать, отсеивать, оставлять лучших. Вот только расти им в редакции не было возможности – «старички» сидели крепко, навсегда. Учиться же в «Коммунисте Таджикистана» было у кого. 

Редактор газеты Борис Николаевич Пшеничный. При нем газета рванула в гору, набрала небывалый тираж под 100 тысяч экземпляров. Борис Николаевич поддерживал все новенькое, даже на грани. Помню, написал я материал под рубрикой «Экономический детектив»: захотелось в детективном жанре раскрыть экономическую проблему на одном предприятии. Согласитесь, ново, нетрадиционно. На летучке кто-то предложил отметить его в числе лучших публикаций, но дежурный обозреватель, корреспондент отдела писем Ида Сорокина раскритиковала мой детектив в пух и прах. Поддержала ее и корреспондент отдела партийной жизни Анна Никитична Светличная. Тогда я как автор предложил вообще исключить этот материал из числа претендентов на лучшие: если уж журналисты не поняли, что к чему, то куда там читателям! Но Пшеничный , который вел летучку, восстал. Отчитал и меня, и моих оппонентов. Материал все-таки отметили.

Пшеничный весь отдавался работе. Может, и проблемы в семье у него были потому, что дневал и ночевал в редакции, прикуривая одну сигарету от другой. А взамен получал выволочки в ЦК. Помню, после одной из долгих бесед в кабинете у секретаря ЦК по идеологии Гульджахон Бобосадыковой он оказался в больнице: отказало зрение. Сколько же злобы было в этой невысокой хрупкой женщине, чтобы уложить на больничную койку мужика! Уже много позже, работая собкором «Социалистической индустрии» в Днепропетровске, я приехал в Таджикистан, чтобы повидать знакомых. Тянуло, да и сейчас тянет… Мы встретились и с Борисом Николаевичем, который уже ушел из газеты, работал в Союзе писателей. «Надо было раньше уйти из газеты, значительно раньше», - сказал он, прощаясь. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий