вторник, 17 октября 2023 г.

Попов Михаил Константинович. Выпуск 1972 год

 https://vk.com/wall-210414740_2685

ПОПОВ Михаил Константинович, род. в 1947 г., уроженец Русского Севера, с берегов реки Онеги. Окончил Ленинградский государственный университет, факультет журналистики. Был создателем и редактором ряда литературных изданий. Сейчас главный редактор литературного журнала «Двина».
Автор трёх десятков книг, в том числе прозы, публицистики, изданий для детей и юношества. Некоторые его произведения переведены на основные скандинавские языки, повесть «Последний патрон» — на
английский. Повесть «Дерево 42-го года» экранизирована. Лауреат ряда общенациональных премий и трёх международных: имени М.А. Шолохова, имени П.П. Ершова и «Полярная звезда». Член Союза
писателей России с 1991 г. Живёт в Архангельске.

От автора. В 70-е годы было у меня четыре литературных потрясения: «Сто лет одиночества» Маркеса, «Царь-рыба» Астафьева, тетралогия «Братья и сё стры» Абрамова и «Прощание с Матёрой» Распутина. Воочию Валентина Григо рьевича увидел в Вологде — на выездном секретариате СП России в самом начале нулевых. Запомнился его печальный, если не сказать скорбный, взгляд. Как теперь
известно, это была пора работы над повестью «Дочь Ивана, мать Ивана». По про шествии времени облик Распутина слился в моём восприятии с известным пор третом Достоевского, где классик сидит в задумчивости, обхватив руками колено.
Пересечения бытийные — это Афон. Монашеская республика живёт вне вре мени и пространства. Распутин там побывал в начале тысячелетия, я — в начале текущего десятилетия. Очерк паломника Распутина «На Афоне» прочитал недав но и словно вновь побывал в русском Пантелеимоновом монастыре, которому
тоже посвятил записки — «За отчину и дедину помолюсь».
Обращаясь к древней истории, Валентин Григорьевич поминает в своём очер ке не только равноапостольного князя Владимира — крестителя Руси, но и кня гиню Ольгу, его бабушку, которая первой из княжеского семейства крестилась в Константинополе, а ещё — Андрея Первозванного, «который в своём апостоль ском служении… доходил до онежских вод и новгородских земель». По сути, Христов ученик — апостол Андрей не только принёс свет Истины в северные
пределы — он наметил вотчину, с которой начнётся путь к Православию. Ведь именно на Новгородчине и Поонежье прошло отрочество и юность князя Влади мира, поставленного великим князем Святославом, его отцом, на новгородский стол. Вот о той поре речь в моей небольшой повести.
Михаил Попов

На фото: Михаил Попов

 

 Источник

 

Попов Михаил Константинович

 ПОПÓВ Михаил Константинович [2.8.1947, д. Пертема Плесецкого (ныне Онежского) р-на Архангельской обл.] ― прозаик, публицист, лит. редактор.

Родился в б. вотчине Соловецкого монастыря. Отец из донских казаков. Мать из онежской крестьянской семьи. Когда П. исполнилось шесть лет, родители перебрались в Молотовск (ныне Северодвинск). Сначала работали в ремесленном училище: отец воспитателем, мать комендантом. Позже перешли на производство: отец на судоремонтный з-д п/я № 2 (впоследствии «Звёздочка»), мать – на СМП.

Среднюю школу П. окончил в 1964. После школы работал на з-де «Звездочка» сначала слесарем-монтажником, потом лаборантом в Центр. лаборатории предприятия. В 1966 поступил на заочное отд. фак-та журналистики ЛГУ. На третьем курсе пришёл на производственную практику в ред. северодвинской гор. газ. «Сев. рабочий», с кот. с 1965 сотрудничал в качестве внештатного корр. После практики, выдержав конкурс на место, зачислен в ред. штат, став сотрудником партийно-производственного отдела, хотя в партии ни до, ни после не состоял.

В 1972 после окончания ЛГУ отправился в заполярную геологоразведку, потом служил в армии, после армии трудился в ряде латвийских газ., в т.ч. в республиканской молодежной газ., некот. время был профессиональным рыбаком.

В родные места, на Архангелогородчину, вернулся в 1976, работал в газ. «Правда Севера», «Сев. комсомолец», «Моряк Севера». С 1992 редактировал культурологич. ежемесячник «Белая горница». Одновременно с 1993 был создателем и без малого десять лет гл. ред. получившего всероссийскую известность альм. «Белый пароход», выходившего при поддержке ОНМЦ культуры, затем ОТО «Народная культура». Параллельно (1998–2000) ред. Архангельского лит. альм. «Красная пристань». С 2001 по наст. время – гл. редактор лит.-худож. ж. «Двина».

Все эти годы П. не оставлял лит. занятий. С 9 класса пис. стихи. В сер. 1970-х на его обращение откликнулся поощрительными замечаниями Л. Мартынов. Но «на исходе юности рифмотворчество я оставил», ― признался в предисл. к единственному поэтич. сб. П. (Юношеский дневник . Архангельск, 2005). Его лит. стаж в СП России исчисляется с публ. маленького рассказа в 1966 в газ. «Сев. рабочий», хотя сам прозаик этому лит. событию особого значения не придает. Он считает началом творч. биографии повесть « Арап – черный бык », напис. «в стол» в нач. 1980-х, опубл. десять лет спустя практически одновременно с повествованием о судьбе майора-«афганца» (« Последний патрон» ), на кот. в «ЛГ» (1991, 9 янв.) откликнулся В. Астафьев. Становление творч. индивидуальности П.-прозаика происходило под влиянием Ф. Абрамова, исповедника горькой доли русской сев. деревни. «Читая и перечитывая Абрамова, ― признавался П., ― я не только следил за сюжетом, перипетиями судеб, психологическими характеристиками его героев – я внимательно вглядывался в его письмо. Тут важно было все: ритмика, длина фразы, динамика, интонация… Это были не прописи, нет. Дело ведь не в форме. Это был камертон» (Оглянувшись на ходу. 30 лет профессиональной работы . Архангельск, 1999).

Автор более двух десятков разножанровых кн., в т.ч. адресованных детям (самые изв. соч. для детей – сб. сказок « Золотой ларец ». Архангельск, 1992 и 2009) и « Берестяная история, или Приключения отрока Онфима ». Архангельск, 1997).

Центр. событие лит. биографии П. ― роман « Свиток » (2006), отмеченный Всероссийской премией им. Н. Гончарова (2007) и Международной премией им. М. Шолохова (2008). Роман «Свиток» отличается высочайшей плотностью повествования, событийной насыщенностью, яркими персонажами и композиционным своеобразием – действие в нем развивается не только «линейно», но и «по вертикали», устремленной в будущее. В «Свитке» два гл. героя – моряк и сценарист Михаил Русанов, наш современник, и его великий земляк Михайла Ломоносов, о кот. Русанов пишет киносценарий. «Одна из образных характеристик способа создания жизнеописания Михаила Ломоносова, изобретенного П., предложена самим героем-повествователем: это мозаичный портрет, сложенный из кусочков смальты» (Е. Галимова). П. рассказывает о Ломоносове ― поэте, ученом, теоретике, изобретателе и о Ломоносове – патриоте, мыслителе, гос. муже. Главы о Ломоносове изд. отд. кн. « Ломоносов: поступь Титана » и вышла в рамках «Роман-газеты» (2011. № 19). Получилось яркое повествование. Но помноженное на совр. сюжет, повествование, возведенное в роман, обретает особую масштабность, заставляя размышлять об ист. судьбах России, о непреходящей ценности каждой человеческой жизни, о неимоверных трудностях, кот. преодолевал истинный сын Отечества Ломоносов, об их схожести с теми проблемами, кот. стоят перед соотечественниками, сохраняющими верность родине. Эти размышления суть творч. устремлений зрелого П. ― прозаика и публициста.

Лит. и ред. работы П. отмечены, помимо названных, областной лит. премией им. Ф. Абрамова (1995 ― за повесть « Мужские сны на берегу океана »; 1998 ― за кн. прозы, назв. по одноименной повести, номинир. на «Букер»); Всероссийской лит. премией им. Б. Шергина (2005); Всероссийской лит. премией «Имперская культура»(2006).

В 1986 П. дебютировал как сценарист. По его сценарию снят худож.-публицистич. фильм « Тихая моя родина », посвящ. судьбе и тв-ву Н. Рубцова (реж. В. Рассказов), повесть П. « Дерево 42-го » стала основой для короткометражного худож. фильма с одноименным названием («Ленфильм», 1995, реж. Б. Горлов).

Победитель Всероссийского лит. конкурса «О казаках замолвим слово» в номинации «Рассказ, повесть» (ноябрь, 2012). Обладатель Международной премии «Полярная звезда» в номинации «Сказки» (декабрь 2012).

Произведения П. перев. на скандинавские яз., на английский.

Соч.: Истории перламутровой раковины. Архангельск, 1985; Мужские сны на берегу океана. Архангельск, 1997; Час мыши, или Сто лет до рассвета. Архангельск, 1998; Трепет твоих губ. Архангельск, 2000; Свиток. Архангельск, 2006; Посох уходящего странника. Архангельск, 2009.

Лит.: Астафьев В. Что читаю? // ЛГ. 1991. 9 янв.; Михайлов А. Не примешивая политику // Москва. 1994. № 4; Галимова Е. Заповедный узор: О романе М. Попова «Свиток» // Новая книга России. 2006. № 12; То же // Наш современник. 2009. № 10; Дюжев Ю. История русской прозы Европейского Севера вт. пол. ХХ в.: В 2 т. /Петрозаводск, 2008; Бурова И. На страже времен: детские книги Мих. Попова // Вестник детской лит-ры. СПб., 2010. Вып. 1.

Н. Цветова