Людмила Цупко: «Региональному медиа очень важно прислушиваться к тому, что говорит аудитория»
Анна Мамяко
Люда Цупко сразу после выпуска
с журфака СПбГУ поехала работать в газету «Маяк» в Сосновом Бору,
занялась развитием соцсетей и совсем об этом не жалеет. ЖУРНАЛИСТ
поговорил с Людой о том, почему быть корреспондентом регионального
медиа интересно, а также о том, как поддерживать контакт с аудиторией
местной газеты в соцсетях.
— Расскажи о себе. Где училась, почему решила уехать работать в издании в Сосновом бору?
— В 2018 году я окончила журфак СПбГУ. Впервые в Сосновом Бору я
оказалась году в 2015-м — мой старший брат учился в местном институте, я
иногда приезжала в гости. Город мне еще тогда понравился: сказочная
природа, тихие, немного запущенные улицы, очень много зелени, озера,
залив — как в санатории. На третьем курсе я по совету преподавательницы
пошла на практику в городскую газету «Маяк». Меня замечательно приняли,
давали много заданий, в том числе отправляли на ЛАЭС — это был очень
крутой опыт! В конце практики я даже получила небольшую зарплату, хотя
это было совсем не обязательно. После практики мне предложили работу в
«Маяке» и, неожиданно для меня, в Центре информации ЛАЭС. Но я выбрала
«Маяк», и с самого выпуска по сей день работаю здесь.
— Работала ли ты в каких-то СМИ в Петербурге? Если да, то какую
заметила разницу в работе самих изданий и корреспондентов, зарплатах?
— У меня нет валидного опыта работы в СМИ Петербурга, я знаю о
ситуации в них только с рассказов коллег и однокурсников. Мне известно
точно, что разница в зарплатах значительная — в 2 раза как минимум, но
обычно больше. Я зарабатываю, конечно, намного меньше своих
однокурсников, которые работают в Петербурге и Москве, но и трачу я
меньше, так как живу в небольшом городе. Если говорить о самой работе,
конечно, в небольшом городе темп жизни и плотность событий намного
меньше, чем в столице или даже городе-миллионнике.
— Какие у тебя впечатления от работы в региональном медиа? Какие есть трудности, а что, наоборот, нравится?
— Честно говоря, мне кажется, что я уже никогда не буду работать в
крупных медиа. Мне нравится, что жизнь в Сосновом Бору течет медленнее,
чем в том же Питере, и что круг людей, которые становятся источниками
инфоповодов, не очень большой — всегда знаешь, к кому можно обратиться
за комментарием. Тут буквально все друг друга знают, и мне почему-то
очень это нравится. Плюс у нас прекрасный коллектив — что называется,
семейный. Меня очень тепло приняли коллеги, они до сих пор очень мне
помогают во многом — начиная от поиска контактов с нужным человеком,
заканчивая профессиональными и житейскими советами. А наш главный
редактор, Елена Кострова, настоящий наставник, ее советы бесценны. Она
тоже окончила журфак СПбГУ, кстати.
Единственное, что мне не нравится в работе здесь, — это рутина. Есть
темы, которые мы освещаем каждую неделю, и в какой-то момент начинаешь
понимать, что тебя засосало в эти рутинные дела и на все остальное нет
ни сил, ни энергии. Мы стараемся с этим бороться.
— А насколько разнообразны инфоповоды в региональном медиа? И интересно ли их освещать?
— Сосновый Бор — очень живой город. Спустя полтора-два года работы
здесь меня вдруг накрыл кризис — мне казалось, что упускаю возможности
крупного города и что мне надо все бросать и ехать работать в Питер. Но я
задалась вопросом: а действительно ли это так? И поняла, что я
недооцениваю потенциал Соснового Бора. Здесь много творческих людей и
объединений, развит спорт, очень открытая в информационном плане
муниципальная администрация, немногочисленные, но отзывчивые
предприниматели. Город активно благоустраивается, и от той легкой
запущенности, которую я увидела здесь пять лет назад, уже почти ничего
не осталось. Так что да, работы для журналиста тут много.
в региональных изданиях нужно
уметь все — писать не только журналистские тексты, но и посты в соцсети,
фотографировать, снимать видео, шарить в рекламе
Мне кажется, интересности
работе добавляет то, что ты постоянно занимаешься разными темами:
сегодня у тебя выезд с отделом ЖКХ, завтра — интервью с футбольным
тренером, послезавтра фоткаешь КВН, в выходные идешь на музыкальный
фестиваль и так далее. И зачастую есть возможность творчески подойти к
материалу, даже если это какая-нибудь коммунальная нудятина — такое
только поощряется.
— А как можно творчески подойти к освещению коммунальной нудятины?
— Например, если какой-нибудь чиновник дает какую-то практическую
инфу по ЖКХ — а это случается очень часто — в некоторых случаях мы не
выкатываем здоровенный нечитабельный текст, а оформляем его в более
удобный формат. Лучше всего подходят карточки или «вопрос-ответ». Не так
захватывающе, как может показаться, но это работает: потенциально
неинтересный текст становится полезной памяткой, которую легко читать.
Например, в прошлом году у нас в городе была большая проблема с мусором,
началась мусорная реформа, и люди не понимали, что вообще поменялось.
Мы оформили по информации нашей администрации вот такую памятку, и куча людей ей поделилась.
— Посоветуешь ли выпускникам журфаков ехать работать в регионы?
Почему? К чему нужно быть готовым, когда едешь работать в региональные
медиа?
— Да, советую. Это отличная репортерская школа. В маленьком издании в
небольшом городе или даже в сельской местности ты учишься находить
необычное и интересное в обыденности, начинаешь ценить жизнь во всех ее
проявлениях. Неправда, что в маленьких городах ничего не происходит —
происходит, просто не так, как в мегаполисе.
Нужно быть готовым к тому, что найти хорошую зарплату в региональных
изданиях может быть очень трудно. Еще в региональных изданиях нужно
уметь все — писать не только журналистские тексты, но и посты в соцсети,
фотографировать, снимать видео, шарить в рекламе, разговаривать с
разными людьми, быть доброжелательным, чтобы ни с кем не ссориться, и
напористым, чтобы получать то, что тебе нужно. Вообще в региональной
прессе очень важно ни с кем не ссориться — сообщество маленькое, и
иногда один человек может быть единственным источником той или иной
информации.
— Есть ли нехватка журналистов в региональных изданиях?
— Конечно есть. Поэтому и нужно уметь все — иначе за тебя это никто не сделает.
— Ты занимаешься развитием социальных сетей в газете «Маяк». А в каком состоянии они были до твоего прихода?
Мы все в равной степени ими занимаемся. Наш главный редактор много
сил тратит на наше обучение, поэтому мы все работаем над тем, чтобы наши
ресурсы были более качественными. Когда я только пришла в «Маяк», в
группу ВК выкладывали просто ссылки на материалы с короткими подводками.
Конечно, сейчас мы изменили подход: материалы идут в ВК полностью,
структурируются, мы делаем к ним хорошие иллюстрации, используем
пользовательский контент.
— На какие социальные сети делает упор «Маяк» и почему?
— Наша база — группа ВК, так как-то исторически сложилось. У нас там
довольно неплохой актив, люди делятся нашими публикациями, нас репостят
городские паблики.
— В группе «Маяка» «ВКонтакте» почти 14 тысяч подписчиков. Как
удается привлекать аудиторию и какие форматы наиболее популярны среди
читателей? Есть ли конкуренция с местными пабликами?
— Вообще, аудитория у нас набиралась сама, так происходит до сих пор.
Пожалуй, самые популярные форматы — красивые фоточки города, опросы на
актуальные темы, «человеческие» материалы о людях нашего города.
Нравятся нашим подписчиками и новости о победах и достижениях — все-таки
позитивные новости тоже очень важны.
Конкуренция есть, но не очень острая. У нас есть крупные городские
паблики на 60 тыс. человек каждый, но это, скорее, флудилки, и они очень
редко создают свой качественный контент, так как там нет журналистов.
Есть паблики на 20 тыс. человек, у них есть своя аудитория, которая мало
пересекается с нашей.
— Создает ли редакция контент отдельно для соцсетей? Если да, то какой?
— Наша главная площадка — это сайт, и группа ВК во многом его
повторяет. Но в соцсетях мы иногда используем типичные СММ-ные форматы —
например, переверстываем полезные материалы в карточки. Все большие
фоторепортажи делаются как раз для того, чтобы люди поделились ими в
соцсетях — ни на сайт, ни в газету нет смысла впихивать много картинок.
Сейчас вот пробуем снимать видеоинтервью — я вдохновилась прекрасными
видеороликами Tut.by и попросила знакомого, который увлекается
видеосъемкой, помочь мне сделать что-то похожее. Посмотрим, что из этого
выйдет.
— Почему почти не развиваете Инстаграм? Планируете ли его возродить? Какие еще соцсети думаете развивать?
— У нас нет человека, который бы со страстью и интересом занимался
инстаграмом. Даже мне это не очень интересно, хотя у меня есть навыки
для его более-менее грамотного ведения. Вполне вероятно, однажды мы
снова туда вернемся. Пока мы занимаемся только ВК — на него у нас точно
хватает ресурсов.
— Как, по твоему мнению, региональному медиа наладить контакт с
аудиторией? Можно ли сформировать местное сообщество вокруг издания?
Получается ли это сделать у «Маяка»?
— Мне кажется, региональному медиа очень важно прислушиваться к тому,
что говорит аудитория. Она не такая большая, чтобы отследить фидбэк
было сложно, у нас ведь не бывает сотен тысяч комментариев каждый день.
Нужно следить, на что откликаются люди, что их злит и раздражает, что
вызывает позитивный отклик.
Сообщество сформировать можно и нужно. У нас есть постоянные
читатели, которые реагируют на наши публикации, задают вопросы и просят
информационной помощи. Мы стараемся по мере сил поддерживать связь с
ними.
— Есть ли еще издания в Сосновом бору? Если да, то как выдерживаете конкуренцию?
— Да, в городе есть два телеканала, еще одна газета и достаточно
сильный пресс-центр администрации. Мне кажется, наше преимущество перед
ними в том, что у нас достаточно большой тираж — 25 тысяч экземпляров на
город в 68 тысяч человек. Мы приходим в каждый почтовый ящик, наши
газеты лежат в больницах, приемных — в общем, много где. С конкурентами
мы стараемся поддерживать дружеские отношения, иногда даже сотрудничаем,
но держимся друг от друга обособленно. У всех есть своя аудитория, свои
сильные стороны, мы не бьемся за читателя или зрителя. Но друг за
другом, конечно, следим.
Источник