Известная омская журналистка Людмила Першина отмечает юбилей
- 14 декабря 2022
К поздравлениям близких, друзей, коллег по цеху, культурной и театральной общественности присоединяются РИА «Омск-информ» и Омский союз журналистов.
Культурный журналист
Один из самых известных журналистов нашего города – Людмила Першина стала омичкой после окончания факультета журналистики Ленинградского госуниверситета. В Омск приехала вместе с супругом и коллегой Анатолием Петровым в 1975-м, также выпускником ЛГУ. В Омск стремились осознанно – еще во время учебы молодая пара дважды проходила практику в редакции областной газеты «Омская правда». Перспективные и талантливые ребята приглянулись руководству газеты, а Омск понравился им самим.
Правда, первым местом работы Людмилы Александровны стала не газета, а Омская студия телевидения. Но когда в 1978 году в Омске открывали городскую ежедневную газету, собирали новый коллектив, решила, что печать ей ближе.
«Вечерний Омск» начал выходить с января 1979, и появление нового издания стало событием для читающей публики. Целевой аудиторией были жители города, и в отличие от областных газет, с их акцентом на сельскую проблематику, «Вечерку» можно было читать с интересом и пользой от первой до последней полосы.
Первые годы «Вечерний Омск» еще надо было умудриться купить в киосках «Союзпечати», за свежим номером всегда выстраивались очереди, а подписка была лимитированной. Конечно же, такое отношение читателей вдохновляло. Здесь Людмила Александровна проработала больше 10 лет – корреспондентом, завсектором науки и образования отдела культуры. Именно в «Вечерке» она окончательно сформировалась как культурный (во всех смыслах!) журналист и театральный критик.
В начале 90-х в журналистике Омска наступила новая эпоха – начали появляться независимые СМИ. Одной из первых газет, которую учредил творческий коллектив, был еженедельник «Новое обозрение». Это большое счастье для журналиста – начать делать газету с нуля, и после «Вечерки» работа в «Новом обозрении» стала вторым таким опытом для Людмилы Першиной.
В этом издании Людмила Александровна проработала обозревателем по вопросам культуры и искусства практически столько же, сколько существовала сама газета – 20 лет.
А еще было много различных проектов, чаще всего связанных с культурной тематикой. Публиковалась в федеральных газетах «Культура», «Страстной бульвар», в журналах «Театральная жизнь», «Москва», «Советский балет», «Музыкальное обозрение».
С начала 1990-х Людмила Александровна становится членом редколлегий, постоянным обозревателем журналов «Омск театральный», «Омская муза» и других.
Всем театральным «сестрам» по серьгам
Когда журналист настолько компетентен в своей теме, что незаметно переходит в ранг экспертов, он уже интересен как общественный деятель. Людмила Александровна – многолетний член жюри, а затем и председатель фестиваля «Лучшая театральная работа» (проводится под эгидой министерства культуры Омской области и Омского отделения СТД России). Около 20 лет оценивала работы на ежегодном фестивале народных любительских театров Омска «Театральная весна», входила в состав жюри Всероссийского театрального фестиваля «Театральный Олимп».
С 2016 года Першина возглавляет секцию театральных критиков при Омском отделении Союза театральных деятелей России. В самом отделении СТД высоко ценят это сотрудничество.
– Людмила Александровна Першина как театральный журналист – популяризатор всего лучшего, что есть на омской сцене. Она не любит писать о промахах творческих людей и выискивать в них недостатки, скорее их дипломатично обойдет и отметит удачные моменты работы. Но если уж Людмила Александровна говорит в своем тексте о слабых сторонах постановки, значит за этим для театра кроются действительно очень серьезные проблемы, требующие какого-то разрешения. Вместе с Лидией Трубициной, Сергеем Денисенко и Любовью Колесниковой она внесла большой вклад в становление и развитие областного конкурса-фестиваля «Лучшая театральная работа».
Все мы понимаем, что конкурс в искусстве всегда вещь болезненная. Много лет Людмила Александровна была председателем жюри «Лучшей театральной работы». И пусть решения жюри многие критиковали за принцип «всем сестрам по серьгам», но эта была сознательная и принципиальная позиция председателя – отметить каждый коллектив за какое-то достижение. Ведь лидеры все равно определялись. Отпечаток накладывал и тот факт, что за актерскими судьбами следили. Да, при распределении наград учитывался и возраст, и ранее сыгранное, и необходимость помочь получить звание. За всем этим стояли прежде всего любовь к артистам, переживание за их судьбы.
Людмиле Александровне достались тяжелые удары судьбы, но она сохранила в себе удивительный свет и бесконечную доброту, умение изумляться и радоваться прекрасному в искусстве, в людях, редкое женское обаяние, – отметили в Омском отделении СТД. – Сегодня Людмила Александровна возглавляет секцию театральной критики при нашем отделении. Ей удается объединять людей, которые часто находятся на диаметрально противоположных позициях. И то, что встречи секции проходят в теплой и дружественной атмосфере, – это ее заслуга и секрет ее личности.
Не вырубишь топором
Если газета живет, увы, один день, то книги – на века. Людмила Першина создала уже целую библиотеку из книг, где она – автор или один из авторов. Вспомним только некоторые из них. «История в лицах», «Формула времени», «Омск в панораме событий, истории и культуры», «Омское пространство Достоевского». Ее перу принадлежит изданная немаленьким – 5-тысячный тиражом – иллюстрированная книга-путеводитель «Омск. Рожденный повелением Петровым». А еще есть обзоры в книге «Моя Сибирь», альбоме-энциклопедии «Омская область – на рубеже тысячелетий», «Низкий вам поклон, ветераны!».
Настоящим прикосновением к легенде стало документальное издание, выпущенное Людмилой Першиной в соавторстве со Светланой Васильевой, – «Омск как пароль». Это книга о многолетней дружбе и творческом сотрудничестве Омского академического театра драмы и Московского академического театра имени Евгения Вахтангова. Еще одна серьезная исследовательская работа Л. Першиной в соавторстве с Л. Трубициной – 370-страничный первый том «Театр. Сквозь призму времени» антологии «Три века Омской культуры». Три года назад вышла в свет ее авторская книга-альбом «Омский драматический: больше чем театр» (подробно о работе над этим изданием можно прочитать в интервью РИА «Омск-информ»).
Омский академический – важный объект для ее исследований. Как рассказал директор Омской драмы Виктор Лапухин, Людмила Першина для возглавляемого им коллектива человек далеко не посторонний.
– Ее профессиональный взгляд, оценка спектаклей нашего театра очень ценны для всего коллектива. Статьи, книги о нашем театре – настоящие исследования истории нашего театра. Именно она написала знаменитую книгу «Омск как пароль» о дружбе Омского театра драмы и театра имени Вахтангова. И эта книга у вахтанговцев стала, без преувеличения, настольной, – подчеркнул Виктор Лапухин. – Людмила Першина и Анатолий Петров – очень творческие, культурные, воспитанные, образованные люди. Их можно только уважать, они положительную энергию несут при общении. Мы всегда рады видеть и Анатолия, и Людмилу в нашем театре.
Виктор Лапухин рассказал, что сотрудничество с Людмилой Першиной продолжается. Она вошла в творческий коллектив, работающий над новой книгой к 150-летию Омского академического театра драмы. Это издание готовится Фондом духовного наследия. Уже точно известно, что книга будет необычной, непохожей на ранее изданные.
А мы пожелаем Людмиле Александровне новых высот, не останавливаться на достигнутом. С юбилеем! Здоровья и любви! Журналистского вдохновения! Семейного счастья!
Фото из семейного архива Л. Першиной и А. Петрова
Комментариев нет:
Отправить комментарий